Законы композиции
В композиции произведений декоративно-прикладного искусства кроме главных законов действуют такие, как закон масштаба , закон пропорциональности, закон контраста.
Закон масштаба.Среди произведений декоративно-прикладного искусства встречается немало предметов, которые имеют разную форму, но равные размеры. Это вызвано определенными функциональными требованиями. Человек в композиции произведений декоративно-прикладного искусства является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещей. Закон масштаба раскрывает логично и художественно метрические соотношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общими габаритами формы.
Разнообразное использование масштабов в основном сводится к трем основным положениям. Первое — применение обычного антропометрического масштаба, исходя также из того, кто тем предметом должен пользоваться, — мужчина или женщина. Иногда масштаб приобретает,четкие «личностные» признаки.Например,одежда , ювелирные украшения и т.п.
Второе положение предусматривает использование в композиции уменьшенного масштаба- при изготовлении предметов для детей, детских игрушек. В уменьшенном масштабе выпускают значительную часть сувенирных изделий: пластика малых форм, мелкие, но изысканно украшенные бытовые предметы с ярко выраженными признаками определенной ячейки народных художественных промыслов края, страны.
Третье положение сводится к сознательному увеличению масштаба — гиперболизации, это способствует проявлению чувств торжества, возвышенности, декоративности. В этом масштабе изготавливали преимущественно произведения, связанные с оформлением интерьера, ритуальные и культовые предметы. Например, древние каменные вазы и современные из шамота, металлическая пластика светильников и решеток, ритуальные чаши из драгоценных металлов XV-XVI вв., церковные и резные деревянные подсвечники на пол.
Произведения слишком большого масштаба — амасштабны. В XVII-XIX в. большую посуду гипертрофированного масштаба выполняли цеховые ремесленники во время сдачи экзамена на звание мастера.
Закон пропорциональности. Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом искусстве принадлежит определяющая роль.Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения. Пропорции- это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому,придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоничную завершенность.Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений можно решить двумя способами:
1) делением на равные части ( в этом случае создается впечатление покоя, равновесия, устойчивости — статики);
2) делением на неравные части( впечатление движения, разнообразия- динамики) в соответствии с правилом «золотого сечения». «Золотое сечение» («золотая пропорция»)- это такая соразмерность частей между собой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.
Понятие «контраст» означает четко проявленную противоположность соответствующих свойств предмета, состояния, действия.Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства,а взаимодействие тождественных элементов смягчает эти качества.
Увеличивая неравенство в соотношении величин, характере свойств предмета одновременно уменьшается их сходство и проявляется различие.
В объемно-пространственной форме композиционные контрасты выражены преимущественно соотношениями противоположных пар, а именно:
а)метрический контраст формы (размеры):низкая- высокая, узкая- широкая;
б)пластический контраст формы (элемент):часть вогнутая- выпуклая, статическая- динамическая, симетричная- ассиметричная;
в)контраст материала формы(текстура, фактура, тон, цвет): выразительная текстура-едва заметная,гладкая- шершавая, светлая- темная, теплая- холодная;
г)контраст конструктивной идеи( функции) формы;
-контраст конструтивной идеи(доминанты) мотива, рапорта;
-метрический контраст мотива, рапорта:открытый- закрытый, трехкомпонентный;
Добавить комментарий