Художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — способ и форма освоения действительности в искусстве, всеобщая категория художественного творчества.Именно художественная образность отличает искусство от всех других форм отражения и познания действительности: науки , религии, политики и т. д. Среди других эстетических категорий художественный образ получил развитие значительно позже. В античной и средневековой эстетике, не выделявшей художественное в особое направление, искусство характеризовалось преимущественно каноном —набором технологических рекомендаций, обеспечивающих подражание (мимесис) художественному началу самого бытия. Эстетике эпохи Возрождения, во времена которой человек считался центром и высшей целью мироздания,принадлежит категория стиля, связанная с представлением о деятельной стороне искусства, о праве художника формировать произведение в соответствии со своей творческой инициативой и законами присущими природе того или иного вида искусства или жанра.
Современное понимание художественного образа было представлено немецким философом Гегелем в ХІХ веке.«Искусство в своей внешней явленности указывает посредством себя на нечто более высокое, на сферу мысли. Гегель писал, что «чувственные образы и знаки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе». [1] Искусство начали понимать как особое мышление в образах, представляющее истинно всеобщее,идею в сфере чувственности.
В наше время искусство уже не передает знание об окружающей действительности.Для искусства XX века, отказавшегося от реалий современного мира, становится сомнительной его образная природа. Но все же опыт и искусства, и эстетики ХХ века говорит о том, что категория «художественный образ» необходима, поскольку художественный образ раскрывает важнейшие специфические особенности искусства.
Аспекты художественного образа показывают причастность этого понятия сразу ко многим сферам познания и бытия.
Основные элементы содержания :
Предмет – элемент бытия, на который обратил внимание автор произведения. Источник конкретен – природа, в некоторых жанрах предмет универсален, в остальном –проявление таланта творца, темперамент.
Тема – то, о чем создано произведение, обобщает круг жизненных явлений затронутых в произведении. Формируется путем сложного отбора качеств имеющих общечеловеческую ценность. В искусстве существуют «вечные»темы к которым обращаются художники со времен, когда человек начал осознавать себя личностью: любовь, материнство, тема борьбы добра и зла, самопожертвование.
В произведении может быть одна большая тема, или несколько тем при одной главной, или ряд относительно равноправных тем.
Идея художественного произведения – то, что передает автор, (его настроение, тоску, печаль),главный смысл.Идеи опираются на позицию автора и его мировоззрение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное произведение , его конкретную тематическую ткань.
Рассмотрим пример.Французский скульптор ХІХ-ХХв.в. А.Майоль создал скульптуру сидящей обнаженной женщины и назвал ее «Мысль».Тема— изображение гармонического тела в покое, в позе раздумья, идея-мысль есть покой и гармония.
Мысль как художественный образ, стала идеей и других произведений.Скульптура французского художника О.Родена «Мыслитель» передает напряжение мысли, а в картине Литовского мастера М.Чюрлениса мысль- прожектор, освещающий тьму.
Форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания, его внутренняя организация. В эстетике – содержание не существует без формы, как и форма не может быть без содержания.Форма и содержание, их компоненты так переплетены и взаимосвязаны, что трудно разделить содержательные и формальные составляющие произведения даже при анализе искусства. В самом же произведении они образуют единое и нераздельное целое, собственно и составляющее феномен произведения искусства.
Форма и ее структура
Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Различают внутреннюю и внешнюю форму.
Внутренняя форма -структурно – композиционный аспект художественного произведения, возникает вместе с содержанием еще в замысле.Это характеры, персонажи , сюжеты , композиция. Внутренняя форма оказывает влияние на выбор внешней формы и работу с материалом и «языком» искусства.
Сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения( словарь Ожегова); одно из основных средств раскрытия темы. Событие, которое взволновало художника, со временем ляжет в основу сюжета, но в общем плане приобретет качества темы.
Так в картине К. Брюлова»Последний день Помпеи» можно выделить две темы: разрушения и человеческого самопожертвования. Сюжетом для картины послужили трагические события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры.
Композиция — важнейший организационный элемент , состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность, созвучие таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия. Построение- в каждом виде искусства специфично. Иногда (в джазе) выражает отсутствие правил, импровизацию.
От четкости композиционного решения зависит художественное содержание произведения . Так, трагизм народной жизни, драматическая страница русской истории в гениальном произведении В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» раскрывается не только в сюжете, но и во всей совокупности композиционных приемов. Точное размещение на полотне противоборствующих сил достигается и цветной гаммой, и бликами света, все подчинено общему замыслу. Как и во всех произведениях, с совершенным композиционным решением, в картине В. Сурикова нельзя ничего изменить, даже небольшую деталь, не нарушив целого.
Внешняя форма – материальные изобразительные средства , определённым образом организованные для воплощения содержания , внутренней формы.
В искусстве образное , художественное восприятие действительности , вместе с отношением художника к этой действительности сохраняется , более того , формируется в вещественном материале , получающем специфическую обработку. Благодаря этому материал входит в форму художественного образа и воздействуя на органы чувств , дает непосредственное знание самого отражения действительности , как оно существует в голове художника.
Так элементы скульптуры и живописи — объем и плоскость , линия и форма , цвет и светотень , и др. получают точное предметное значение , соотносятся с определенными чувственно – конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал , на полотне – составная часть произведения. В рисунке от руки бумага – и материал и элемент готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала , художественно их «обыграть». Особенности материала сказываются на форме , а через нее – на содержании.
Язык –совокупность характерных для определённого вида произведения изобразительных средств и специфика их применения.По словам известного русского писателя и философа Л. Н. Толстого, «художник посредством специфического языка искусства вводит субъект восприятия в свой мир, убеждает в целесообразности своей жизни, заражает
пережитым эстетическим чувством, побуждает к сопереживанию». В каждом виде искусства есть законы внутренней организации специфических выразительных средств. Потому одно и тоже средство выражения выполняет разные функции в разных видах искусства: линия в живописи и графике, слово в лирике и романе, интонация в музыке и поэзии, цвет в живописи и в кино, жест в пантомиме, танце, драматическом действии. При этом принципы формообразования одних видов и жанров воздействуют на другие.
Язык искусства подвержен влиянию социально-исторического климата эпохи, господствующих настроений и идеалов. Все, что искусство черпает в природе, в общественной жизни, технике, повседневном человеческом опыте для пополнения своих формальных средств, перерабатывается в специфическую худ. систему. Например, ритмическая организация стихотворной речи, прямая и обратная перспектива в живописи, мелодия в музыке и т.д.
Жанр – компонент художественной формы, род произведений в пределах какого—нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Назовем некоторые жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая живопись.Театральные жанры: водевиль, драма, комедия, мелодрама и т.д.
Свойства художественных образов
Самым важным, фундаментальным свойством художественного образа является его внутренняя противоречивость, парадоксальность. Советский психолог. Л. С. Выготский не случайно замечал, что подлинное произведение искусства построено на принципе невозможности. Принцип парадокса заложен в самой структуре художественного образа; она представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:
1. Единство общего и конкретного. Такое понимание восходит к «эстетике» Г. Гегеля, который понимал художественный образ как воплощение общей идеи в индивидуальном. Художник не мыслит абстрактными категориями, его образы конкретны,например, «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но в этой конкретности он стремится угадать что-то общезначимое.
Художественный образ, по Гегелю, – результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации». Так, не только рафаэлевские мадонны, но все матери испытывают «благоговейную и смиренную» любовь к своему ребенку, «однако не всякая форма женского лица способна полностью выразить такую глубину души».
В стихотворении это проще всего проиллюстрировать многозначностью местоимения «Я». Поэт пишет о себе, но всегда не только о себе, иначе бы читатели не находили в его стихах близких себе дум и настроений.
С единством общего и конкретного тесно связана проблема типического. Под типическим обычно понимают отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего.Если в самой действительности единичное может затемнять общее, то художественные образы призваны быть яркими воплощениями общего, существенного в индивидуальном. Умение в бурном потоке жизни увидеть существенное, отделить характерное от второстепенного,случайного-драгоценное качество талантливого художника.
2. Единство эмоционального и рационального (чувства и разума). То, что художественный образ рожден и чувством, и разумом, кажется достаточно понятным. Однако в ряде случаев может показаться, что рациональная, разумная составляющая художественного образа практически не выявляется, что в произведении искусства (например, в музыке и поэзии) безраздельно господствует чувство.
В реальности же рациональная составляющая заложена в знаковой природе искусства. Вспомним, что художественный образ – это особый знак, обретающий добавочное значение для данной системы. А если так, то любой художник работает со знаковой системой, которая изначально является продуктом рациональной деятельности.
Поэт пользуется словами, но ведь слова – это уже результат разумного отношения к миру. Марина Цветаева как-то заметила, что вечная проблема поэта заключается в том, что он вынужден словами, то есть смыслами, изображать стон. Это очень точное замечание, и оно хорошо демонстрирует сложность и внутреннее напряжение отношений чувства и разума в художественном образе.
Другое дело, что в разные эпохи в разных традициях акценты могли смещаться то в одну, то в другую сторону. Скажем, эстетика классицизма требовала, чтобы художественный образ прямо согласовался с разумом. К. А. Гельвеций писал в своем знаменитом трактате «О человеке»: «Фальшивый сам по себе образ не будет мне нравиться. Если художник нарисует на морской глади цветник из роз, то это сочетание двух не связанных в природе образов будет мне неприятно. Мое воображение не представляет себе, на чем держатся корни этих роз; я не понимаю, какая сила поддерживает их стебель»[6].
XXI век отказался от правдоподобия.Что такое «розы на море» по сравнению с работами позднего Пикассо или с «Предчувствием гражданской войны» С. Дали!
Это означает как раз то, что сместились акценты в оппозиции «разум – чувство», требования к рацио стали менее жесткими, но сама эта оппозиция сохраняется в любом искусстве.
3. Единство субъективного и объективного.В художественный образ входят не только факты действительности, переработанные фантазией художника, но и его личностное отношение к изображаемому,все богатство его натуры.Субъектом художественного произведения будет сам художник, объектом -факты действительности. Если, например, художник рисует портрет женщины, то он окажется субъектом творческого отражения, а его модель – объектом.
Получается, если мы говорим о единстве субъективного и объективного, мы имеем в виду, что в художественном образе запечатлены, с одной стороны, черты автора, с другой – черты реального (объективного) мира. Например.Несколько художников будут рисовать портрет одного и того же человека, значит на всех этих портретах модель будет узнаваема (проявился объект), но у каждого художника будет свой портрет (проявился субъект).
Можно сказать, что любое художественное произведение, с одной стороны, принадлежит автору и хранит черты его личности, с другой – как бы ему и не принадлежит, сохраняя черты независимого от автора объективного мира.В высокохудожественном образе всегда сохранена художественная мера соотношения субъективного и объективного.
Нарочитую условность стиля, элементы фантастики, аллегорию, символику, гротеск можно рассматривать как формы присутствия автора в произведении, способствующие обнаружению сущности явления.
Право на вымысел, на отход от жизненных фактов дорого художнику: оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности.
Триада парных понятий: абстрактное и конкретное, логическое и эмоциональное, объективное и субъективное составляют полноту художественного образа.
Литература
1.Гегель. Эстетика. М., 1968. Т. 1. С. 45.
2.Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002.
3.Лекции Литературовед
4.Эстетика: Курс лекций (Аганесова И.Г.)
5.Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
6.Аганесова И.Г. Эстетика: Курс лекций
7.Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотобраза
8.Галиев И. Х. МОБУ Гимназия №2 Изучение художественного образа в условиях взаимодействия литературы и живописи.
Добавить комментарий