Виды декоративных композиций
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Если польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник-прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.Орнаментальные и сюжетные композиции чаше представлены в виде декоративной росписи,которая создается посредством живописи на различных изделиях декоративно-прикладного искусства ,а также на архитектурных сооружениях.
Сюжетная роспись
ВИТРАЖ (франц. vitrage — от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
Витраж |
Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
По композиционной структуре орнаменты разделяют на три широко распространенные разновидности: ленточные, замкнутые, сетчатые.Особенности построения этих орнаментов помогают придать каждой орнаментальной композиции определенную выразительность и разнообразие.
Ленточный орнамент |
Замкнутый орнамент |
Сетчатый орнамент |
Большое значение для построения композиции орнамента имеют так же уравновешенность его мотивов и фона, строгая последовательность их размещения на плоскости, ритмическое чередование орнаментальных мотивов и цветовых пятен.
Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. В практической деятельности каждый вид композиции может иметь различные взаимосвязи. Например, в состав пространственной композиции входят фронтальная и объемная, а объемная композиция нередко состоит из замкнутых фронтальных поверхностей, являясь одновременно частью пространственной среды.
Особенностью фронтальной композиции является распределение элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю — в вертикальном и горизонтальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений — ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.Такие рельефные изображения, как резьба по дереву, чеканные панно, скульптурные рельефы, строящиеся по законам пластики, также относятся к фронтальной композиции. В плоскостных композициях, рассчитанных на восприятие с большого расстояния, значительную роль играют ударные цветовые пятна, ритм, масштабность (мозаика, витраж, настенная роспись, гобелен и др.).
Плоская фронтальная композиция. |
Плоская фронтальная композиция. |
Рельефная фронтальная композиция |
Особым качеством художественной формы, композиционного и образного строя произведения искусства является монументальность. В композиции это качество выражено в увеличенной масштабности элементов формы, за счет чего изображение объекта воспринимается как бы выходящим за рамки обычных его размеров. Монументализация формы — это укрупнение ее воспринимаемого масштаба за счет обобщения и устранения элементов материального правдоподобия.
Условно монументальные композиции можно разделить на четыре вида:
графические (монументально-декоративные панно, плакат и т.д.);
живописные (роспись, мозаика, витражи, фреска);
скульптурные (рельефы из разных материалов);
гобелен (монументально-декоративные изделия из тканей).
Объемная композиция представляет собой замкнутую трехмерную форму, которая воспринимается со всех сторон (скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, костюм и др.). Основную роль здесь играют объемно-пространственная структура и тектонические закономерности (соразмерность частей и целого, весомость, материал и т.д.). Выразительность объемной формы зависит также от взаимодействия ее с окружающей средой.
Глубинно-пространственная композиция объединяет материальные элементы, объемы, поверхности, пространства. Она рассчитана на восприятие зрителя при движении в глубину пространства в интерьере и экстерьере. Ощущение глубинности усиливается, когда пространство делится на ряд последовательных планов (например, различного рода выставки, оформление улиц, площадей и др.).
Добавить комментарий