Главные законы композиции
Главными законами системы композиционных закономерностей в ДПИ являются законы традиции, целостности и тектоники.
Закон традиции.
Определяющей чертой декоративно- прикладного искусства является наследие многовековых традиций.Именно традиция регулирует сложный процесс отбора, освоения, передачи и развития культурного опыта. Характер связи композиции и художественного наследия опредилился в разных структурах: каноничной, традиционной и новаторской.
Искусство древнего мира, средневековья канонично.Существовали определенные нормы, каноны в мировозрении и эстетических взглядах, в формообразовании, орнаментации, композиционных стереотипах, приемах выполнения. Мастера того времени боялись потерять традицию, так как это могло привести к социальному вырождению и гибели культуры. Каноничная культура просуществовала 4-5 тысячелетий— от основания восточных рабовладельческих государств до средневековой Европы.На Украине каноничные культуры- это трипольская,скифская, античная, раннеславянская, древнеруская и т.д.
Народное творчество,которое возникло скорее всего в раннем средневековье,основывается на художественной традиции,которая в отличии от канона изменчива, динамична.Длительный процесс коллективного творчества благотворно повлиял на формирование и закрепление наиболее ценных достижений.Закон традиции действует как главная сила, движущая творчеством. Народные мастера осваивая секреты технического мастерства, формообразования, орнаментации,совершенствовали форму,обогащали декор.
Закон традиции обеспечивает прямой выход на этническую и мировую художественную память. Различные специализированные хранилища: библиотеки, музеи, архивы сохраняют огромные массивы художественной информации «до востребования» .
Целостность — свойство и качественный показатель художественного произведения, синтезирует его элементы, части в единое целое.
Основные черты целостности — неделимость, подчиненность и группировки элементов, частей композиционной структуры произведения . Они проявляют свои свойства на различных уровнях.
Целостность сверхструктуры: а / среда, жилье, интерьер; б / бытовая посуда, утварь; в / костюм.
Целостность структур: а / единство утилитарного и декоративного; б / единство формы и декора.
Целостность подструктур : а / элементы и части формы; б / элементы и мотивы орнамента; в / колорит, тональность.
Для достижения композиционной целостности иногда прибегают к группировке элементов, то есть объединение отдельных деталей формы, мотивов орнамента в большие части формы или рапортные единицы узора. Известно, что человек может воспринимать одновременно ограниченное количество элементов / семь, не более /. Если их количество переходит эту грань, то в сознании мгновенно и преимущественно бесконтрольно проходит объединения их в группы. Из этого принципа, связанного с нашим восприятием, и следует прием группировки. Народ давно обнаружил вкус, умение и изобретательность в создании целостной художественной системы интерьера жилища, костюма. Каждый регион имел свои особености. Так традиционный интерьер подольской хаты отличается логическим взаиморасположением мебели и домашней утвари, ковров, верет и вышитых полотенец. Печь и побеленные стены украшали рисованным и бумажным декором.
Во внутренней среде гуцульского дома деревянные не беленые стены , мебель, посуда и другие предметы украшены резьбой и выжиганием, печь с камином украшена кафелем , кровать покрыта рядном или покрывалом. На стене — иконы на стекле, рядом подвешены початки кукурузы, засушенные травы, яйца. И в одном и в другом интерьере ощущается гармоничная слаженность»орнаментально-песенного ритма «, единение ансамбля с природой, как неделимой части природы.
Если неделимости композиции произведения профессиональный художник достигал благодаря стержневой ‘конструктивной идеи «, то в произведениях народного искусства неделимость заложена в устойчивой первооснове народного искусства — традиции . Задумает мастер простейшую конструктивную идею вазы — удлиненный цилиндр , при основании чуть выпуклый, в верхней части, наоборот, вогнутой. Форма легкая, целостная, построенная на мягких нюансных очертаниях контура. С увеличением у формы компонентов / низкая, ухо, декор и др. / возникает проблема их подчинения главной форме. Однако подчинение основывается не только на соотношении величин, но и на их художественном качестве и месте в структуре.Закон целостности помогает раскрыть подчинение компонентов структуры произведения, единство образа через сложную систему связей: форма произведения в ансамбле,в какой среде, форма части в общей форме предмета и форма элементов в части формы.
Закон тектоники.
Художественное осмысление функциональной и материально-конструктивной структуры является средством создания эстетической выразительной формы произведения. Закон тектоники действует в народном и профессиональном творчестве, однако с той разницей, что в народной он заложен в традицию, в то время как художники прибегают к нему сознательно, избирательно применяя тот или иной материал, технику, конструкцию и т.д.
Тектоника — гармоничная взаимозависимость формообразования, выражается общей формулой: функция — материал — структура — конструкция — форма. Любое профессиональное формотворчество, — это выяснение границ функционирования художественного предмета. Четкое представление об условиях и характере применения произведения позволяет определить материал, тип его художественной структуры и конструктивное решение формы. На конструкцию формы, ее тектонику в значительной степени влияют природные, технические и технологические свойства материалов. Например, широкий диапазон различных ценных свойств имеет древесина, ее можно обрабатывать вручную и на станках — рубить, колоть, резать пилой и резцами, строгать, точить, шлифовать, сверлить, склеивать и прессовать, распаривать и гнуть. Отсюда такие широкие возможности в изготовлении из дерева совершенной тектонической формы техникой выдалбливания, вырезания, бондарства, на токарном станке, столярничество. Для художественных работ большое значение имеет также и естественный мягкая приятная расцветка древесины, своеобразная узорчатая текстура. После определения взаимосвязи функции и материала разрабатывается следующий круг связей, ведущих к выявлению соответствующей структуры и организации художественной конструктивной формы. Далее композиция формы ‘шлифуется’: уточняются пропорции и ритмический строй элементов формы, выделяются акценты и композиционный центр. Таким образом, завершенную форму можно квалифицировать как художественно совершенную — тектоническую. Она имеет гармоничное соотношение всех компонентов и исходных условий функции, материала, техники изготовления, конструкции и т.п..
Среди произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить три основные объемно-пространственные тектонические структуры. В зависимости от характера взаимосвязи между объемом и пространством различают формы: со скрытой, частично скрытой и открытой структурой.
В композиции декоративных произведений плоскостного характера в тектонике орнаментов различают микро-и макроструктуру, закрытую и открытую структуру.
Микро структура — иначе тектоническая структура сложного орнаментального мотива / рапорта /, выявляет характер взаимосвязей между простыми орнаментальными мотивами и элементами орнамента.
Макро структура — тектоническая структура рапортной сетки. Для построения ленточного, сетчатого, розеточного орнамента, с точки зрения геометрического строения такая структура есть одно интервальной, простое прерывистое или непрерывестое движение, которой применяется в устойчивых композиционных схемах орнамента. Таким образом, в сложных орнаментальных композициях с многоэлементными мотивами и большими рапортами структура размещается в структуре.
Но если рапорт состоит из одного или двух простых мотивов / элементов /, макро-и микроструктура полностью смещаются в одну общую тектоническую структуру.Например, геометрический орнамент для набивки, состоящий из двух простых мотивов, имел лишь микроструктуру.
Открытая тектоническая структура орнамента имеет свободное ритмическое развитие мотивов / Повтор рапорта / на плоскости в четырех направлениях до бесконечности. Например, сетчатая композиционная схема орнамента.
Ленточный орнамент динамично развивается, повторяя рапорт в двух направлениях.
Закрытая тектоническая структура орнамента лишена развития, ограниченная соответствующими границами. Например, розеточный орнамент, зеркально-одноосный и др.
Закон тектоники способствовал целесообразному выбору структуры и конструкции произведения в соответствии с задачами создания выразительной формы.
Добавить комментарий