Художественный образ в пластических искусствах.
Искусство- вид творчества, который в зависимости от отношения к объекту может быть не только изобразительным, искусством запечатления образов, но и неизобразительным , а точнее-преобразительным, художественно изменяющим окружающую материальную среду.
К изобразительным видам относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство. Они с различной мерой чувственной достоверности визуально отображают воспринимаемую действительность.
К неизобразительным искусствам относятся: архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование. В этих видах искусств визуально-пространственные образы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.
Так, одно дело — изображать пейзаж, т. е. написать с натуры картину, этюд; другое дело — создавать пейзаж: сад, городской ансамбль, парк. Одно дело — изображать вещи, например написать натюрморт; другое — создавать вещи, но так, чтобы они радовали своей красотой.
Названные изобразительные и преобразительные искусства относят к пластическим видам искусств, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени.
Границы между этими видами искусств относительны.
Так в ДПИ используют мотивы, а часто и целые изображения, близкие изобразительному творчеству (к примеру, сосуды в виде людей и животных).
В зодчестве также могут использоваться растительные и органические формы( Древний Египет, Индия); в декоре архитектуры присутствуют антропоморфные, растительные, зооморфные мотивы.
Изобразительные искусства иногда прибегают к символическим образам и фантастическим сюжетам, это и монументальная живопись, и скульптура, книжная графика и плакат.
Как изобразительные, так и неизобразительные формы включают в себя такую сферу пластических искусств, как орнамент.
Произведения пластических искусств в отличии других родов художественной деятельности отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а декоративно-прикладное искусство еще и с участием осязания.
Чтобы полноценно оценить архитектурный объект, а нередко и монументальную живопись и скульптуру, потребуются двигательно-моторные функции, что, естественно, происходит во времени.
Пластические искусства часто становятся художественным элементом многих синтетических искусств, например кино,театра.
Взаимосвязь звуков и красок, живописи и музыки присутствует как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.Русский композитор А. Скрябин первым ввёл понятие «цветомузыка», используя в исполнении музыки цвет.
Художественный образ пластических искусств может включать языковые единицы: букву,слово, надпись. Литературный текст-неотъемлемый элемент плаката и карикатуры, он также является одним из средств создания художественного образа , например каллиграфия в искусстве Японии и Китая средних веков.
Как и другие роды художественной деятельности, пластические искусства осваивают мир в образной форме.
Но в основном образная структура произведений пластических искусств строится зрительно-пластическими средствами (цвет, ритм, пространство, объём, и т. д.).
Структуру художественного образа в этих видах искусств условно можно разделить на три тесно связанных друг с другом аспекта: тектонически-композиционный — состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции; выразительный — достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоционально-идейный смысл произведения; изобразительный (специфический для живописи, скульптуры и графики) — заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них.
Художественные ассоциации позволяют расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого, включить в него философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей и др.
В пластических искусствах тектонически-композиционные и эмоционально-выразительные аспекты образа тесно связаны с его изобразительным решением.
Художественный образ, как и всякий образ вообще, являясь отражением жизни в сознании людей,обладает свойством обобщать явления действительности. Он единственный и неповторимый, окрашенный отношением автора.Художественное качество образа возникает из творческой конкретизации обобщения и фантазии,позволяющих вскрыть и показать существенное и главное в действительности.Изображение становится художественным тогда, когда оно говорит больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Это не просто воспроизведение увиденного,услышанного,узнанного. Это создание еще одной действительности с помощью звуков и слов, линий и цвета, объемов и форм в музыке, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Любая вещь, идеально сконструированная с точки зрения своего практического назначения, не является еще художественной. Произведением искусства она становится тогда, когда приобретает выразительность более глубокую, чем просто выявление своего функционального назначения. В картине отдельные фигуры и предметы должны быть соединены в такую композицию, при которой они сообщают зрителю более глубокое представление о жизни, чем может дать их простое механическое объединение. Это, конечно, еще не определяет до конца художественный образ, как таковой, но составляет существенно-необходимую черту определения.
Также важно понимать , что в каждом виде искусства структура художественного образа имеет свои особенности,обусловленные, с одной стороны,способами выражения духовного содержания, с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. В отличие от станкового искусства, в декоративном искусстве вместо изображения, несущего в себе художественный образ вещи,создается новая вещь, сама являющаяся носителем своего художественного образа.
В своем художественном творчестве художник выделяя из чувственных образов непосредственного созерцания существенное, глубокое, общее и, объединяя эти черты воедино, приходит к созданию типа. Именно в этой форме — типа — обобщение и наличествует в художественном образе. Типическое-с греческого — образец, отпечаток, форма — категория научно -философской мысли, занимает в эстетике важную роль, обозначает специфически-реалистический способ и результат художественного обобщения, ориентированного на изображение средствами искусства характерных, существенных черт и признаков жизненных явлений и предметов.
Есть высказывание, что типичность -понятие относительное. Что «типичное в одних пределах может быть нетипичным в других пределах»- утверждал Энгельс. Так, например, типичность и конкретность любого портрета далеко не то, что типичность и конкретность человеческих фигур, дополняющих собой какой-либо пейзаж. В первом случае мы имеем весьма полную индивидуальную характеристику человека, подробно передающую особенности, при которых можно узнать именно то, а не другое лицо. Во втором случае, наоборот, мы можем и не узнать в изображаемой фигуре определенное лицо, наше знание вполне может ограничиться более отвлеченными представлениями о человеке как явлении видовом и родовом, о человеке вообще.
Присутствие людей в пейзаже значительно оживляет сюжет, создает привычную умиротворенную атмосферу, на картине появляется ощущение движения и жизни.
Из сказанного следует: 1) образы индивидуализированные (портретные) занимают в художественных произведениях центральное место, основное положение, а образы видовые играют дополнительные роли, имеют вспомогательное значение; 2) образы индивидуализированные имеют тенденцию к психологической углубленности, а образы видовые тяготеют к выражению своего содержания, главным образом путем показа своих связей с окружающим миром.
Образы индивидуальные, характерные и типические можно определить по степени и полноте смыслового акцента,обобщенности художественного образа в соединении с мастерством воплощения идеи автором.В руках настоящего мастера «материал» не просто «оживает»,а проявляет поистине волшебную изобразительно-выразительную силу в передаче самых тонких и глубоких мыслей и чувств. Своими словами, о тернистых , противоречивых путях рождения художественного произведения сказала в своем стихотворении«Мне ни к чему одические рати…» А. А. Ахматова:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи…»
Как и из какого «сора»звуков, слов, красок, объемов рождаются музыка, стихи, картины, архитектурные шедевры— это загадка, разгадать которую очень сложно.
Литература.
Е. Б. Борисова О содержании понятий «художественный образ и образность в литературоведении и лингвистике.Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173).
Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002. – 556 с.
Основы этики и эстетики. Материалы к курсу эстетики для нефилософских факультетов Уральского федерального университета/
Ресурсы интернета
Добавить комментарий