Цвет в орнаментальной композиции
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета. Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет несет разную эмоциональную нагрузку.
Самое важное в художественной практике при оценке сочетаемых цветов — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.
Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.
Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.
Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях.
Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).
Классическая триада – сочетание 3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других – оттеняющие и дополняющие главный.
Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита отдается предпочтение одному из цветов, соподчиненных по насыщенности.
Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).
Статику вносят в композицию параметры, характеризуемые постоянными величинами. Статические рисунки состоят из мотивов растительных, животных, но чаще всего – из правильных симметричных геометрических мотивов. Мелкий, редко “засеянный” рисунок на гладком фоне вызывает ощущение покоя и равновесия. Мелкоузорчатые статические орнаментальные композиции относятся к классическим решениям в костюме.