Главная » Главная » Цвет в орнаментальной композиции

Цвет в орнаментальной композиции

Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета. Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
 Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет несет  разную эмоциональную  нагрузку.
Самое важное в  художественной практике при оценке сочетаемых цветов — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.
Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.

Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.

cvetovoj_krug_sochetanie_analogovyh_cvetov-620x284Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. 
 Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).

cvetovoj_krug_sochetanie_komplimentarnyh_cvetov-620x279

Сочетание комбинированных комплиментарных цветов – менее контрастный вариант сочетания противоположностей. Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными, близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.
cvetovoj_krug_sochetanie_kombinirovannyh_cvetov-620x298
 Классическая триада – сочетание  3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других – оттеняющие и дополняющие главный.

 Прямоугольная схема сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый. Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.
cvetovoj_krug_prjamougolnaja_shema-620x293
«Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений. Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.
Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита отдается предпочтение  одному из цветов, соподчиненных  по насыщенности.
30_Petrikovsky_paintingПолихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. Большинство орнаменталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.
Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).
sinie-pticy
На  цветовое решение мотивов орнаментальной композиции немаловажную роль оказывает как характер самого орнамента, так и назначение и материал из которого выполнен украшаемый им предмет.

Один комментарий: Цвет в орнаментальной композиции

  • Sashenkis говорит:

    Статику вносят в композицию параметры, характеризуемые постоянными величинами. Статические рисунки состоят из мотивов растительных, животных, но чаще всего – из правильных симметричных геометрических мотивов. Мелкий, редко “засеянный” рисунок на гладком фоне вызывает ощущение покоя и равновесия. Мелкоузорчатые статические орнаментальные композиции относятся к классическим решениям в костюме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.