Главная » Главная » Монокомпозиция. Выразительные средства монокомпозиции.

Монокомпозиция. Выразительные средства монокомпозиции.

Штучными изделиями называют такие, которые не имеют раппортного повторения. Это ковры, гобелены, панно, головные и сувенирные платки, скатерти, эмблемы, ткани с купонным рисунком и т. п.

fcb957f2b590

Монокомпозиция этих изделий наиболее сложный по своей структуре вид орнаментальной композиции, при построении которой необходимо учитывать ряд особенностей:
1.Плоскость для монокомпозиции четко ограниченна заданными размерами,всегда замкнута.Элементы такой композиции  жестко  скомпонованы.  
2.Расположение всех элементов и мотивов  монокомпозиции должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Причем эта замкнутость может быть или четко выражена, или только подразумеваться, зрительно угадываться.

3.Простейшая традиционная монокомпозиция — это рисунок, ограниченный по краям орнаментальной каймой (русские шали, скатерти, ковры). С середины XX в. для оформления штучных изделий все больше используется иной вариант композиционного решения, основанный на асимметричной композиции. Этот принцип нашел место в европейских коврах, гобеленах, в головных платках с остромодным рисунком и заключается в полном отказе от традиционной каймы.  
4.При создании орнаментальной монокомпозиции следует определить минимальные расстояния и площади фона по краям плоскости, которые должны оставаться свободными от орнаментальных мотивов,так как очень близко расположенные мотивы узора к границам плоскости нарушают впечатление замкнутой структуры композиции.
5.В создании замкнутой структуры  силуэт орнаментальных мотивов, его общий характер  должен иметь простую, лаконичную форму в виде геометрических фигур (круга, квадрата, овала и т. п.) или форму, близкую к ним.  
6.Орнаментальные мотивы следует группировать и располагать так, чтобы зрительно выделить  центральную часть монокомпозиции.Активная часть плоскости всегда располагается на некотором отдалении от границ монокомпозиции, поблизости  от центральной части.
Выразительными  средствами и условиями решения монокомпозиции являются: 
-компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости; 
-членение плоскости на части; 
-ритмическая организация элементов на плоскости; 
-создание композиционного центра — доминанты.
Для  обеспечения в общей  структуре монокомпозиции  устойчивого зрительного равновесия  все элементы художественного произведения должны быть распределены так, чтобы в результате создавался эффект равновесия. Форма элементов, направление их движения, их организация, месторасположение и цвет должны взаимно обусловливать друг друга, визуально уравновешивать.
Простейшие виды равновесия: 
-статическое равновесие,обусловленное  симметричным  расположением фигур на плоскости (относительно вертикальной и горизонтальной оси) и симметричной формой фигур;

13d7c4125920

-динамическое равновесие, вызванное асимметричным  расположением фигур на плоскости, т. е. при их сдвиге в правую или левую и одновременно верхнюю и нижнюю части плоскости.

07152a10ca13
Учитывая  свойства  глаз(явление оптической иллюзии, связанное с психофизиологическими законами восприятия вертикальных характеристик формы), как бы переоценивать верхнюю и недооценивать нижнюю часть композиционной плоскости, любую фигуру, необходимо хоть немного, но сместить вверх чтобы она казалась расположенной в центре плоскости.
Истинное положение фигуры на плоскости наш глаз воспринимает  не столько по ее силуэту, сколько по зрительному центру тяжести. Равновесие фигуры на плоскости зависит от соотношения размеров самой фигуры и площади фона. Большое значение в организации равновесия фигуры принадлежит цвету и фактуре (легкие и тяжелые, теплые и холодные цвета и т. д.). В этой связи интересны наблюдения, что «вес» фигуры зрительно возрастает при ее активной изоляции от фона (луна на чистом небе кажется более тяжелой, чем на облачном). Из чего можно сделать вывод, что чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует изображать фигуру, для достижения устойчивого ее равновесия на плоскости. Такие же  рекомендации  необходимо учитывать при создании  и более сложных  композиционных решений. Активным выразительным средством монокомпозиции является ритмическая организация ее мотивов, определяющая такие их параметры, как форма, размеры, повороты, расстояния между ними.
При создании  динамической монокомпозиции необходимо учитывать  следующие правила:
-все элементы имеют одинаковую форму и один размер, находятся в одинаковых поворотах. Только разные расстояния между мотивами привносят в композицию остроту движения. Для обеспечения динамической напряженности композиции необходимо создать впечатление сгущения элементов на одних участках плоскости и разрежения их на других;  
-орнаментальные мотивы имеют разные размеры, располагаются на разных расстояниях один от другого. В этом случае динамичность композиции достигается благодаря контрасту.
Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация композиционного центра или доминанты. В орнаменте доминантой может служить один или несколько орнаментальных мотивов, одна точка или значительный по площади элемент. Иногда для выполнения функции доминанты используется даже свободное пространство плоскости, так называемая композиционная пауза. При организации доминанты необходимо учитывать законы визуального восприятия плоскости, по которым доминанта должна располагаться в активной центральной части плоскости. В композициях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что способствует дополнительному его акцентированию.
7e8fe7271e64

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.