Древний Рим
Историю римского искусства обычно делят на два периода: республиканского Рима и Римской империи.На искусство первого периода сильное влияние оказала культура этрусков. В своих орнаментах этруски изображали животных, пальметы, грифонов, крылатых львов, сцены из мифологии.Этруски использовали также графический орнамент. В узоре тканей преобладали россыпи горошин и крестиков.Одежда украшалась вышитыми бордюрами. Крайний практицизм.простота быта и нравов сказались на римском декоре.
В римском декоре выделяют четыре декоративных стиля.Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший название в науке «первый помпейский стиль»— инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)
Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.Второй помпейский стиль — Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.).В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно ( в переводе на русский – живоподобно, как-будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера
Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо развитую орнаментику.С помощью архитектурных обманок, пейзажных сюжетов римляне пытались создать иллюзию открытого пространства,так как представление об идеальном жилище было связано с огромными размерами.
I в. до н.э.-I в.н.э.- время максимального расцвета культуры Древнего Рима. Именно в этот период возник период римской орнаментики.Огромные богатства стекающие в Рим из покоренных земель способствовали тому, что римские патриции забыли о своем стремлении к аскетизму и утонули в роскоши.Размеры жилища были признаком богатства и могущества, и были возведены в эстетический принцип.Свое развитие этот принцип получил в третьем- кондилябрном стиле.Мотив кондилябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций- центрический, симметричный,линейно-вертикальный.Тонкие полосы и гирлянды орнамента этого стиля усиливают эффект громадности пространства.
Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля.Стиль просто выплескивает орнаментику вместе с архитектурным изображением на всю стену.Этот стиль называют декоративным и иллюзорным.Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.
В римском орнаменте появляется композиционные качества:симметричность, повсеместное выделение центра,обыгрывание мотивов трехчастной композиции.
Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.
Добавить комментарий