История флористики — это целая культура, которая уходит корнями в древние цивилизации.
В основе флористики лежит цветоводство. Флористика использует результаты труда цветоводов — цветы, листья, ветви — и превращает их в композиции: букеты, панно, интерьерные украшения.
На протяжении длительного периода первобытной истории цветы использовались преимущественно в погребальных и исцеляющих обрядах, а также в религиозных празднествах. Уже 60тыс. лет назад (археологическая культура мустье) древние люди использовали цветы как погребальные букеты. В захоронении, обнаруженном в пещере Шанидар, в Северном Ираке (Загрос), найдены остатки лепестков от букетов, составленных из цветов, большинство из которых идентифицированы как лекарственные растения, среди них алтей, василек, тысячелистник и др.
Древний мир
В Древнем Египте (около 2500 до н.э. )— цветы становятся не просто украшением, а частью ритуалов: гирлянды украшают храмы и сопровождают фараонов в загробный мир. Особенно широко использовался лотос, который символизировал возрождение, плодородие и связь с богами. Изображения лотоса и папируса, были важными элементами архитектурного и художественного декора храмов и гробниц. В гробнице фараона Тутанхамона был найден венок из полевых цветов.
В Древней Греции,( 500 до н.э.) — венки из лавра и роз превращаются в символ победы и бессмертия, ими награждали героев. В венках из роз приходили на бурные застолья. Любимыми цветами у женщин для венков кроме роз служили фиалки, гиацинт и мирт. Флористика рождалась как язык торжеств.
Ярчайшим среди известных образцов фитодизайна древности является одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды , IX в. до н.э., хотя есть информация, что название ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей на 2 века раньше.
Крупные и оригинальные парки были также в Ниневии и других городах Междуречья.
В Риме (I–III вв. н.э.) цветочные гирлянды изготавливали на праздники: ими украшали колонны, столы и даже животных во время Сатурналий, праздника посвящённого римскому богу земледелия и урожая Сатурну. Также проводились Флоралии, посвященные богине цветов, расцвета и весны Флоре.
В империях Нового света доколумбовой эпохи(1000—1600 гг. н.э.) большой интерес наблюдался к садово-парковым композициям. На площадях около 50тыс.м располагались крупнейшие парки ацтеков, украшением которых была одна из самых длиннохвойных сосен, получившая название «дерево Монтесумы», в честь последнего вождя племени ацтеков Монтесумы. В парке Кальпулальпан выращивались лекарственные растения. Садовое искусство народов Центральной и Южной Америки подарило миру множество ярких культурных растений. Именно оттуда пришли в нашу жизнь кактусы, агавы, юкки, настурции, бегонии и георгины, ставшие украшением садов и домов по всему миру.
Средневековье
В X–XIII вв. монахи Европы создают первые «сады-лаборатории», где декоративные растения соседствуют с лекарственными.
Первыми современными ботаническими садами стали итальянские сады XV-XIV веков, такие как Салернский (основан в начале XIV века) и Падуанский (основан в 1545 году), где культивировались лекарственные растения для медицинских школ.

Ботанический сад университета Падуи
В это время появляются первые книги о садоводстве, которые формируют основу будущей флористики. Работа Альберта Великого: (XIII век) –«О садовых деревьях» была одним из первых систематизированных трудов по садоводству и предлагала практические советы.
А в XIV–XV вв. Ренессанс открывает цветам двери в дома знати: букеты становятся частью интерьера, а картины с цветочными натюрмортами — символом роскоши.
В Средневековье среди крестьян процветали флористические практики, связанные с религиозными обрядами. Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом, посвящался Даждьбогу, богу Солнца.
Венками, сплетёнными из трав и цветов, украшали дерево -марену, олицетворяющее зиму. Венки символизировали плодородие и начало новой жизни, которые приходят вместе с весной. Славянские девушки на Ивана Купалу в поисках суженного плели венки и бросали их в реку.
В Западной Европе с зимним солнцестоянием и новым годом ассоциировались венки из омелы и еловых ветвей, заменившие ветви оливы и пальмы в рождественской символике.
Новое время
Путешествуя по свету, люди привозили растения из разных стран. Так в Европу попали розы, тюльпаны, лилии и др. Наибольший поток растений хлынул в эпоху географических открытий.
Новые сорта роз прибывали из Персии и Малой Азии. Уже в античные времена розы были известны грекам и римлянам, в средние века их активно выращивали в монастырских садах Европы.
Тюльпаны в Европу попали из Османской империи в XVI веке. Благодаря ботанику Карлу Клузиусу тюльпаны быстро распространились по Голландии и стали «цветочным брендом» этой страны. В 1630-х годах разразилась «тюльпаномания» , сделавшая луковицу тюльпана дороже золота. Сегодня тюльпаны являются одним из национальных символов Нидерландов.
Лилии завозили в Европу из Средиземноморья и Малой Азии. Уже в Древней Греции и Риме лилия считалась символом чистоты и красоты, а в Средние века стала эмблемой французских королей.
Для выращивания капризных экзотических растений строились теплицы. Мода на экзотику приобрела такой размах, что на нее тратились огромные деньги.
XVII в. —художники создают шедевры цветочных натюрмортов. Это было связано с расцветом торговли экзотическими цветами, особенно тюльпанами, и их высокой стоимостью, что делало картины с цветами более доступной роскошью.
Садово-парковое строительство получило широкое распространение во многих странах Востока и Запада. В Европе при королевских дворах создаются коллекции экзотических растений.
Во Франции при Людовике XIV в Версале были заложены знаменитые сады с оранжереей, где росли апельсиновые деревья, гранаты и лавры.
В Англии в XVIII веке при Георге II появился сад в Кью, куда свозили растения из всех уголков Британской империи — из Индии, Африки и Америки. Современные ботанические сады Кью – это огромный комплекс ботанических садов под открытым небом и оранжерей в юго-западной части Лондона. Здесь произрастает более 50 тысяч различных видов растений.

Королевские ботанические сады в Кью
В Австрии, в венском дворце Шёнбрунн, Габсбурги устроили оранжерею с пальмами и другими тропическими растениями. В Нидерландах одним из первых появился ботанический сад в Лейдене, где начали выращивать тюльпаны и другие диковинные цветы, привезённые из Востока.
А в Испании при Карле III в XVIII веке основали ботанический сад в Мадриде. Там собрались растения со всего света — от мексиканских кактусов до южноамериканских деревьев.
Большая часть экзотических растений пришла в Россию в эпоху правления Петра I. Именно тогда при создании Петергофа были устроены первые оранжереи, куда завозили редкие деревья и кустарники. Во этот период появились и аптекарские огороды, где культивировали лекарственные культуры. Так, в 1706 году в Москве был основан первый аптекарский огород, который существует и сегодня как Ботанический сад МГУ. В Петербурге аналогичный огород позднее превратился в современный Ботанический сад Института имени Комарова.

Ботанический сад МГУ
Российская знать подхватила инициативу, во многих уголках страны стали появляться парковые ансамбли. Например, Демидовы в Соликамске собрали коллекцию растений в каталоге которой в 1786 года значилось 4363 вида, больше чем в то время в Московском ботаническом саду.
В XVIII в. — рождается «язык цветов»(на Востоке известный как «селам»), теперь букет может сказать больше, чем письмо. Первые упоминания языка цветов связывают с гаремами Османской империи. Женщины, лишенные свободы общения, использовали цветы, их цвет, количество и расположение для передачи тайных сообщений и чувств.
В 1830–1850-е гг. — мода на флориографию или язык цветов охватывает Европу: каждый цветок становится словом в тайном алфавите.
К первой половине XIX века, флористика отделилась от цветоводства и стала самостоятельным направлением. Это произошло потому, что цветы начали играть всё большую роль в жизни людей. Свадьбы, дни рождения, банкеты и другие праздники требовали красивого оформления, и в Европе и Северной Америке появились крупные фирмы которые занимались созданием и доставкой букетов и цветочных композиций. Процесс становления флористики ускорился благодаря образованию саморегулируемых профессиональных ассоциаций и союзов, объединявших цветоводов, садоводов и флористов-дизайнеров. В середине XIX в. — появляются первые специализированные цветочные лавки — флористика выходит на улицы городов.
XX век
1920–1930-е гг. — открываются школы флористики, профессия обретает официальный статус.
Цветы впервые «учатся путешествовать» по миру, объединяя страны. Появились компании, предлагающие международную доставку цветов .Крупнейшими международными службами доставки цветов являются Interflora, Euroflorist и Cyber-Florist. Например, Interflora возникла в 1908 году, когда берлинский флорист Макс Хюбнер придумал передавать заказы на цветы по телеграфу. Эти компании объединяют тысячи локальных флористов и цветочных салонов по всему миру, предлагая своим клиентам свежие цветы, разнообразные букеты и подарки с быстрой доставкой во многие страны.
1970–1980-е гг. — флористика становится искусством для интерьеров, свадеб и крупных мероприятий.
XXI век
Современная флористика характеризуется стремлением к натуральности, экологичности и минимализму, а также акцентом на природную гармонию, где композиции выглядят естественными, словно созданы природой. В нее активно включают сухоцветы и различные природные материалы для создания фактурности, а также используются вертикальные сады и цветочные стены в интерьерах.
Большой популярностью стали пользоваться стабилизированные цветы, особенно на территории Франции – страны, в которой расположен крупнейший мировой производитель подобного фитодекора. Не менее востребованы натурализированные изделия в Германии и Англии.
Сегодня — флористика шагнула на мировые подиумы: конкурсы, чемпионаты, международные выставки формируют её как настоящее искусство XXI века. Главными международными конкурсами флористов считаются World Cup Floral Art (чемпионат мира), который проводится под эгидой Международной организации флористов (Florint) и известен как «Олимпиада цветочной индустрии», а также Fleuramour в Бельгии, крупный фестиваль с соревнованиями. На этих мероприятиях собираются лучшие мастера со всего мира. Здесь задаются тренды и демонстрируются инновационные подходы к современной флористике. Конкурс World Cup Floral Art 2025, прошедший в Гааге, стал особенной вехой для мира флористики. Впервые он прошёл под новым названием и объединил мастеров из 24 стран. Главное внимание было направлено на экологический подход: участники стремились использовать только натуральные материалы и свести к минимуму применение пластика. Формат мероприятия превратился в настоящий фестиваль: зрители могли не только наблюдать за конкурсом, но и посещать выставки, шоу и мастер-классы.
Искусство икебаны
На фоне процессов происходящих в развитии флористики активно формировались технологии изготовления композиций. Наибольшего успеха достигли японцы, создавшие искусство икебаны, которая оказала огромное влияние на современный фитодизайн. Термин «икебана» (икэбана) состоит из двух японских слов: ikeru — живой и hana — цветок, в переводе «живые цветы», но нередко переводится и как «жизнь с цветами».
Первоначально икебана выполняла культовую функцию в ритуалах почитания духов в буддийских храмах Китая, далее, в середине VI в. эта технология через Корею проникла в Японию, где на протяжении последующих 800 лет сохраняла значение религиозного искусства. В течение этого времени оформился и совершенствовался классический стиль искусства икебаны — рикка, характеризующийся строгостью, монументальностью и крупногабаритностью (высота главной ветки в композиции достигала 1,8 м).
В XV в. икебана переходит в разряд светского искусства. В середине XV в. появился новый флористический стиль— нагеире, для которого характерно использование высоких ваз под композиции.
Бурный расцвет флористики в Японии приходится на XVII в., когда в рамках нагеире завершается становление направления тябана (шабана) и появляется новый стиль — шока (сейка). Излюбленными материалами для создания композиций служили до сих пор сохраняющие свою популярность ирисы, камелии, хризантемы, а также ветки вишни, можжевельника, персика и сливы.
Флористика Индии
История флористики в Индии уходит вглубь тысячелетий и тесно связана с религией, культурой и бытом. Уже в древних текстах Вед упоминались цветы как обязательные дары богам: лотос считался символом чистоты и духовного пробуждения, а жасмин — знаком любви и преданности.
На протяжении веков цветы использовались не только в храмах, но и во дворцах — для украшения залов, ароматизации помещений и создания праздничной атмосферы. В эпоху Великих Моголов флористика получила особый размах: в садах Дели и Агры высаживались геометрически выверенные цветочные узоры, а композиции становились элементом придворной роскоши.

Могольские сады в Нью-Дели.
В XIX–XX вв.) индийская флористика соединяется с европейскими традициями оформления. Развивается искусство букетов и интерьерных композиций. Однако культовые формы — гирлянды и храмовые подношения — сохраняют первенство. Традиция плетения гирлянд (мала) уходит корнями в древность и жива до сих пор: ими украшают свадебные церемонии, статуи божеств и гостей в знак уважения. В целом, индийская флористика — это не просто украшение, а язык символов, через который люди веками выражали любовь, благодарность и связь с божественным.
В настоящее время индийские флористы работают в двух направлениях: традиционное (храмы, свадьбы, фестивали) и современное (дизайнерские композиции, международные выставки).В Индии популярны цветочные инсталляции, гигантские узоры и арт-объекты из живых растений. Флористика по прежнему остаётся связующим звеном между духовностью, культурой и искусством Индии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD)
https://studref.com/391292/etika_i_estetika/kratkiy_ocherk_istorii_floristiki#216
https://eflora.com.ua/blog/floristika-novogo-pokoleniya
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций
Виктория Рой. Все континенты в наших садах: Европа, Азия, Африка и Австралия